Пройди ТЕСТ

марта 26, 2009

О чем не молчал Пьер Абеляр.

О чем не молчал Пьер Абеляр.

Удивительно, что в то время как с веками и сменой времен возрастают человеческие знания обо всех сотворенных вещах, в вере же, заблуждения в которой грозят величайшими опасностями, нет никакого движения вперед.

(Пьер Абеляр 1079-1142 гг.)

Комментарий Лимарева В.Н.

Традиционно Пьера Абеляра считают великим схоластом.

Это вершина схоластической философской мысли.

В своих рассуждениях он пришел к выводу, что, накапливая знания об окружающем мире, т.е. познавая законы этого мира, мы пытаемся опереться на устаревшие понятия, изложенные в трудах древних философов. На примитивное представление о Боге. О том, что фанатичная вера в то, что Библия – есть сама истина, приводит к тупику в развитии человечества. Абеляр не сомневался в истинности самого христианства, но сомневался в доказательности христианского вероучения. Он считал, что христианская догматика настолько противоречива, что не дает возможности для полного познания Бога.

Пьер Абеляр писал:

«Если в какой-либо книге что-то нас поражает как абсурдное, то не будем спешить говорить: «Автор этой книги не придерживается истины». Куда справедливее и уместнее признать, что или в рукопись вкрались неточности, или истолкователь ошибается, или мы сами не до конца понимаем читаемое».

Сам же Пьер Абеляра, подвергал критики не только некоторые положения религиозной догматики, но и критиковал Папу.

Религиозная элита посчитала, что труды Абеляра подрывает авторитет церкви.

В 1140 году в г. Сансе был созван Собор, который осудил Абеляра, назвав его еретиком. Философ обратился с апелляцией к папе Иннокентию 2 . Папа подтвердил решение собора и осудил Абеляра на «вечное молчание».

О чем же не молчал Пьер Абеляр.

1.

Высшая правота Бога ничего не позволяет произойти беспричинно. Она же предопределяет во благо само зло, рассчитывая использовать его наилучшим образом.

2.

Ищите и отыщите, стучитесь, и истина откроется Вам. Познай самого себя.

3.

Свободной воли, опирающейся на собственные силы человека, достаточно, чтобы создавать некоторое благо.

4.

Иудеи требуют чудес (от Иисуса), а эллины ищут мудрости, т.е. последние укрепляются в вере преимущественно доказательствами, подобно тому, как первые - чудесами.

Есть чудеса, относительно которых можно впасть в сомнения, не сотворены ли они дьявольским наваждением.

5.

Адам передал нам не свой грех, а только кару за него.

6.

Распявшие Христа, не ведавшие его, не согрешили, ибо ничто из творившегося по неведению не должно вменяться в вину.

7.

Внешний поступок не делает человека ни лучше, ни хуже.

8.

Отец, который творит только из ничего, обладает особой силой сотворения, а не Мудростью или благом.

9.

Внешний поступок, желание этого поступка, вождение или удовольствия, которое он возбуждает, не есть грех, если у нас не возникло сознания подавить это удовольствие.

10.

Если после учения философов ты стал бы обсуждать их жизнь, как и жизнь прочих язычников, то ты смог бы обнаружить у них правила истинной веры.

11.

Одно дело, когда истина глубоко исследуется путем обсуждения, другое – когда речь приспосабливается к пониманию всех.

12.

Этика является целью всех наук.

13.

Христос для нас светоч морали, коей он непрестанно учил нас и которой мы все обязаны подражать.

14.

Есть порок, который очень часто теснейшим образом связан со знанием – это гордыня.

15.

В любом философском обсуждении авторитет становится на последнее место или вовсе не принимается во внимание, так как стыдятся приводить доказательства, протекающие от чьего либо суждения, т.е. авторитета.

16.

Уместнее опираться не на кропотливый труд, а на разум.

17.

Благом часто называют то, что вовсе не благо. То, что совершается с благими намереньями, иногда является истоком зла. Благом бывает и то, что не соответствует ни одному Божьему завету.

18.

Нельзя уверовать в то, что предварительно не понял.

19.

Предательство Иисуса произошло, как посредством самого Иисуса, так и Бога Отца и предателя Иуды.

20.

Высшая правота Бога ничего не позволяет произойти беспричинно. Она же предопределяет во благо само зло, рассчитывая использовать его наилучшим образом.

21.

Если не определено различие между истинными и ложными доказательствами, то хитросплетение слов нельзя назвать мудростью.

22.

Некоторые пороки до такой степени близки к добродетелям, что легко обманывают своим подобием.

23.

Красноречивые еретики сетями своих утверждений завлекают в различные секты многих простаков, которые, не будучи искушены в доказательствах, принимают подобие за истину и ложь за разумное.

24.

Некоторые впадают в такое безумие, что считают, что вера скорей заключается в произнесении слов, нежели в духовном понимании и более присуща устам, а не сердцу.

Они похваляются, что он верят в столь великое, чего не в состоянии высказать устами, ни постигнуть разумом. Они до такой степени дерзки и высокомерны, что всех, кто отличается от них по вере, провозглашают чуждыми Божьего милосердия, считая только себя блаженными.

Биография Пьера Абеляра (1079-1142).

Пьер Абеляр родился во Франции в рыцарской семье. Он отказался от наследства и занялся изучением философии. Он посещал лекции различных французских католических теологов. Затем сам создал собственную школу в Париже. В 114-1118 годах он возглавлял кафедру школы Нотр-Дам, в которую съезжались студенты со всей Европы.

В 1119 году влюбился в свою ученицу Элоизу, которая вышла за него замуж, у них родился ребенок. Родственники Элоизы смогли расторгнуть этот брак, отправив Элоизу в монастырь. Монахом стал и Абеляр. В монастыре он возобновил чтение лекций. Созванный в 1121 году в г. Суасоне специальный церковный собор осудил Абеляра. По приговору суда он был вынужден бросить свои книги в огонь, и удалится в другой монастырь с суровыми условиями проживания. Затем условия его жизни были смягчены, он получил право жить вне монастыря.

В местечке близ г. Труа он построил молельню и стал давать уроки съезжающимся к нему молодым людям.

В 1136 г Абеляр возвращается к преподаванию в Париже. И опять успех среди молодежи.

В 1140 году собор в г. Сансе обвиняет Абеляра в ереси.

Папа Иннокентий 2 осуждает на вечное молчание.

В 1142 году в Клюни, во время молитвы, Абеляр скончался. На его могиле его друзья назвали его величайшим философом современности.

Свои мысли Абеляр изложил в следующих работах.

1) «Да и нет».

2) «Диалектика».

3) «Христианская теология».

4) «Введение в теологию».

5) «Познай самого себя»

6) «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином.» и т.д.

В 12 веке Пьер Абеляр дал толчок и изменению мировосприятие Христианской цивилизации. Предопределил дальнейшее развитие человечества. Он изменил отношения Личности к религии. Он вместо формулы: "Верую, чтобы понимать", стал употреблять: "Понимаю, чтобы верить."

«Нет Бога» – сказал безумец.

«Нет Бога» – сказал безумец. (Схоластика)

«1»

«Нет Бога» - сказал безумец. Если безумец отрицает Бога, то он как-то должен представляет себе, что есть Бог. Следовательно, даже безумец, отрицающий Бога, на самом деле имеет Бога в уме, как самое большое, что можно представить. Но это нечто, не может существовать только в уме, значит, оно существует в действительности.

(Ансельм Кнентерберский 1033-1109)

Комментарий Лимарева В.Н.

Христианский философ. худ. Дюпер.

Сразу хочу сказать о моем отношении к этим измышлениям Ансельма.

Слова якобы великого философа, на самом деле «логический понос».

Другими словами никакого логического обоснования существования Бога здесь нет.

Человек, которого Ансельм назвал безумцем, отрицает не существование Бога, а образ Бога, рожденный в мозгах фантазеров, типа Ансельма. Другими словами безумец говорит: «То, как вы представляете Бога - ваша фантазия и не более». Безумец может утверждать, что фантазии о существовании, каких-то высших наделенных умом и волей сущностей не имеет право на жизнь, как и не имеет право на жизнь фантазия о существовании драконов или племен многоруких и многоголовых людей.

«2»

«Верую, чтобы понимать».

(Аврелий Августин)

«Философия служанка богословия».

(Петр Дамиани)

Господь благословил содержание католической веры иудеям через пророков, язычникам – через выдающихся философов.

(Пьер Абеляр)

По убеждению схоластов у человека есть два источника знаний – вера и разум.

Задача человека понять с помощью разума, что дано в Божественном Откровении.

Другими словами: в Божественных Откровения изложенных в Священных книгах Бог передал людям истины, которые люди должны переосмыслить.

Дело философов исследовать истину с помощью разума и следовать во всем доводам разума.

Комментарий Лимарева В.Н.

Логические выводы – сделанные на основании неверных исходных предпосылок трудно назвать доводами разума.

Схоласты считают авторитетным все, что изложено в Библии, т е. в её канонизированном варианте. Схоласты считают, что Библия писалась под диктовку самого Бога. Но, при осмысленном почтении Библии, любой логически мыслящий человек найдет в ней массу противоречий. Можно легко доказать, что Библия это собрание трудов некогда живших философов, историков, писателей.

А значит, к Библии можно применить высказывание великого схоласта Пьера Абеляра.

«Что сказать о тех, кто считается авторитетами? Разве у них не встречается множество заблуждений».

«Если у невежественных переписчиков высказанное святыми в Евангелии вызывает возражение, как противоречивое или чуждое истине, то они производят порчу текста».

Абеляра, опережая свое время, подвергал сомнению единственно опору для своих рассуждений Библию.

Четыре барьера на пути к знанию или люди знаний.

Четыре барьера на пути к знанию или люди знаний.

  1. Первый барьер останавливает тех, кому суждено оставаться вечным невеждой.
Девушка: Зачем меня заставляют учить эту биологию?

Это страх из-за неверия в свои способности познать ученье. Страх рождает невозможность преодолеть себя, поверить в свои возможности. Человек ищет лазейки для оправдания своей беспомощности и вместо того, чтобы признать свою слабость и пытаться преодолеть свой страх, он ругает учителей своих, ученость и пытается обмануть себя.

Одни, при этом, бессильные преодолеть невежество, утверждают,

что главное в жизни человека - это материальное благополучие, т.е. достаток, что лучше быть богатым, чем умным. Они иногда находят утешение простом, но творческом труде.

Но большинство из невежд, включая ненасытных фетишистов (приобретение ценных преметов для которых цель и смысл жизни), находят утешение с годами в алкогольном и наркотическом угаре.

Другие ищут утешение в мистике, утверждая,

что мир создан Богом для таких, как они, что у них свое особое духовное виденье мира, или говорят, что Бог любит тех, кто смирен и покорен, кто воздает ему хвалу.

Их утешение религиозный дурман.

  1. Второй барьер останавливает тех, кому суждено остановиться на пути к познанию, прогрузившись в самолюбование.
Женщина: Ты у меня, дорогой, такой умный!

У людей, преодолевших первый барьер и вкусивших первые плоды знаний, возникает необыкновенная легкость мыслей.

Человеку, вкусившему только первые ближайшие к нему плоды с древа познания, кажется, что он знающий и ему открылась абсолютная истина. Он начинает с легкостью спорить и опровергать авторитеты. Он справился с первыми поставленными перед ним жизнью задачами, и самолюбование не позволяет ему усомниться в том, что он справился с этими задачами лучшим образом. Все, что он не делает и не говорит, кажется ему необыкновенно умным, ведь он теперь человек знаний. Он прекращает свои шаги на пути к знаниям, и с годами мир его знаний становится все уже и уже, и его все труднее и труднее отличить от невежд.

3. Третий барьер останавливает тех, кто вкусил плоды висящие более высоко на древе познания, и благодаря знаниям приобрел силу. Благодаря приобретенной силе богатство и известность.

Мужчина на плакате: Благодаря передовым технологиям,  мы производим лучшее в мире пиво!

Преодолеть эту степень к знаниям способны немногие. Их участь купаться в лучах славы и страдать когда внимание угасает. Считать и пересчитывать свое добро и страдать, когда богатство уходит из рук.

Это труднейший из барьеров, ведь не каждый может определить ту грань, через которую нельзя переступать, невозможно однозначно определить, когда и как использовать силу, которую дают знания.

Человек, вкусивший славу и власть, превращается в жестокого капризного человека.

4 Четвертый барьер преодолевают немногие. Но преодолевшему открывается путь к истинным знаниям. Это барьер – старость.

Пожилой мужчина: Ничего нового в книгах. Бокал хорошего вина, одно утешение.

Старость- это угасание интереса к жизни, к познаниям ее тайн, довольствование уже приобретенными знаниями. Не желание вникать и отслеживать все новое.

На протяжении жизни они пользуются приобретенным багажом знаний. С годами они начинают жить только прошлым, воспоминаниями о былых успехах, былой славе. Отставая от жизни, они не замечают или не хотят замечать это. Однажды они, к примеру, люди математически одаренные с удивлением обнаружат, что не могут решить простою математическую задачу. Но это не взволнует их, так старость призовет их к спокойствию. Они философски заметят, что пора уже на покой и что никому ещё удалось избежать смерти.

5. Люди знаний.

Но есть люди, которые преодолели этот барьер, и тогда…

Старик: Отдохну, почитаю и снова в дорогу. Интересно узнать, что там за горизонтом!

Человек, преодолевший этот барьер, не жаждет денег, довольствуясь самым необходимым, не жаждет славы – она ему становится в тягость. У него единственное и неугасимое стремление познать окружающий мир. Познание истины становится смыслом остатка его жизни. Он становится человеком знаний (истинным ученным).

Этот человек сохранят способность к творчеству, к расширению своего кругозора до самой смерти. Они обеспечили себе счастливую старость.

Но это удел немногих.

Примечание:

Заметка создана под впечатлением от работы Карлос КАСТАНЕДА "Диалог с ДОНОМ ХУАНОМ"

"Кем ты станешь в другой жизни."

Кем ты станешь в другой жизни.

(Иллюстрации из буддийского буклета).

Современный китайский буддизм пытается воздействовать на верующих языком плаката, лаконично иллюстрируя как они будут жить в будущей жизни в зависимости от поступков, которые они совершали в этой жизни.

Или, наоборот, как на их жизни отражаются поступки, которые они совершали в предыдущей жизни.

    1. Когда Ваша душа вселится в начальника?
Если в этой жизни Вы жертвовали деньги буддийскому храму, в следующей жизни - станешь начальником. (Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

Только тогда, когда Вы будите жертвовать в пользу буддийских храмов приличные деньги.

    2. Если Вы в этой жизни строите или помогаете в строительстве дорог, то...
Если Вы в этой жизни строите или помогаете в строительстве дорог, то..., в следующей жизни - ездить Вам на шикарном авто. (Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

...в будущей жизни все будут ездить на животных, а Вы на шикарном автомобиле.

    3. Если Вы в этой жизни Вы не скупитесь при раздаче пищи бедным и монахам...
Если Вы в этой жизни Вы не скупитесь при раздаче пищи бедным и монахам..., в следующей жизни - голодать не будете. (Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

...в будущей жизни Вы будите обеспечены пищей и одеждой.

    4. Если Вы в этой жизни поклоняетесь своим умершим родственникам и содержите в порядке домашнюю молитвенную комнату...
Если Вы в этой жизни поклоняетесь своим умершим родственникам..., в следующей жизни - будете счастливы в семейной жизни. (Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

...в будущей жизни Вы будете счастливы в браке.

    5. Если Вы в этой жизни не мучаете животных и не содержите птиц в клетках...
 Если Вы в этой жизни  не мучаете животных и не содержите птиц в клетках..., в будущей жизни у Вас будет достаток и много детей. (Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

...в будущей жизни у Вас будет достаток и много детей.

    6. Если Вы жестоко обращаетесь со своими ближними...
 Если Вы жестоко обращаетесь со своими ближними..., в будущей жизни Вы будете одиноки. (Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

...в будущей жизни Вы будете одиноки.

    7. Если Вы смеетесь над теми, кто молится...
 Если Вы смеетесь над теми, кто молится..., быть Вам в другой жизни горбатым. (Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

...быть Вам в другой жизни горбатым.

    8. Если Вы хам и скандалист...
 Если Вы хам и скандалист..., ох,  наплачитесь Вы в следующей жизни. (Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

...ох, наплачитесь Вы в следующей жизни.

    9. Если Вы не хотите учиться...
 Если Вы не хотите учиться..., быть Вам в следующей жизни животным.(Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

...быть Вам в следующей жизни животным.

    10. Если Вы встретили человека, которого любят женщины...
 Если Вы встретили человека, которого любят женщины..,он, значит, в предыдущей жизни был щедрым.(Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

...знайте, что в предыдущей жизни он был щедрым к неимущим.

    11. Если Вы встретили слепого...
 Если Вы встретили слепого...,знайте, что в предыдущей жизни он увлекался порнографией. (Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

...знайте, что в предыдущей жизни он увлекался порнографией.

    12. Если Вы встретили убогого и горбатого...
Если Вы встретили убогого и горбатого...,знайте, что в предыдущей жизни он был подхалимом. (Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

...знайте, что в предыдущей жизни он был подхалимом.

    13. Если человек повесился...
Если человек повесился...,это наказание за то, что в предыдущей жизни он воровал у соседей. (Вьетнам. Хошимин. Китайско-вьетнамский буддийский храм.)

...это наказание за то, что в предыдущей жизни он воровал у соседей.

  • "Изречения древнегреческих философов."

    "Изречения древнегреческих философов."

    Изречения древнегреческих философов.

    Смотрите внимательно, здесь много диких обезьян.(фото Лимарева Сергея.)

     Задумавшаяся обезьяна. Бруней.(фото Лимарева Сергея.)

     Речная протока. Бруней.(фото Лимарева Сергея.)