Пройди ТЕСТ

августа 31, 2009

Тандем пополам: Нет смысла в двух колесах, если есть одно « журнал «Популярная механика»

Тандем пополам: Нет смысла в двух колесах, если есть одно « журнал «Популярная механика»: "Тандем пополам: Нет смысла в двух колесах, если есть одно
Рубрика: Адреналин | Просмотров: 4232 | Комментариев: 3 | Версия для печати


От велосипедистов можно услышать забавную байку о том, как две спортсменки, Абби Кельто и Адори Киллипс по прозвищу «АК в квадрате», катались на велосипеде-тандеме. Во время спуска с горы непрочный тандем развалился пополам, и каждая девушка оказалась верхом на одноколесном снаряде. Этот случай ничуть не расстроил спортсменок. Напротив, они стали первыми в мире поклонницами юнисайклов, одноколесных велосипедов.


Главное в юнисайклинге — не считать колеса, а смотреть далеко вперед


Не так-то просто оседлать «жирафа»


Колесо + педали = Ultimate Wheel


Mountain Unicycle. Off-Road


Race Unicycle. Гонки


Trial Unicycle. Триал


Существует и более правдоподобная теория возникновения юнисайкла, связанная со знаменитым велосипедом Penny Farthing. Изобретенный Джеймсом Стэнли в 1866 году снаряд имел огромное ведущее переднее колесо, позволявшее достигать достаточно больших скоростей – цепной привод с повышающим передаточным отношением в те времена не использовался, и педали крепились непосредственно к оси колеса. Крохотное заднее колесо несло вспомогательную функцию и легко отрывалось от земли, стоило велосипедисту слегка сместиться вперед. Тогдашние лихачи и трюкачи с радостью пользовались этим свойством, пока не догадались, что можно обходиться вообще без заднего колеса. На фотографиях конца XIX века встречаются цирковые одноколесные велосипеды с огромным колесом от Penny Farthing.

В конце 1980-х юнисайклом заинтересовались спортсмены-экстремалы. Вслед за фрирайдом и триалом катание на одноколесном велосипеде превратилось из циркового искусства для избранных в современный вид спорта.

Размер имеет значение

Сегодня множество моделей юнисайклов разных стилей и назначений производится серийно. Классический юнисайкл представляет собой колесо с необычной втулкой, обеспечивающей непосредственное соединение педалей с осью колеса, раму, объединяющую в себе вилку и подседельный штырь, и специальное вогнутое седло с ручкой.

Главное отличие юнисайклов друг от друга заключается в размере колеса. Из-за прямого привода диаметр колес всецело определяет скорость движения. На велосипеде с 20-дюймовым колесом можно разогнаться до 13 км/ч, а на огромном 36-дюймовом катке – до 35 км/ч. За скорость приходится платить ухудшением маневренности и чрезвычайно сложной посадкой: чем больше колесо, тем выше над землей располагается спортсмен и тем сложнее забраться в седло, удержав равновесие.

Компания Schlumpf выпускает революционные юнисайклы с двухступенчатой коробкой передач. Планетарный механизм скрывается во втулке колеса, для переключения с прямой на повышающую передачу и наоборот достаточно нажать кнопку на торце оси мыском ботинка.

Прямой привод позволяет спортсмену вращать педали как вперед, так и назад, тем самым контролируя положение снаряда относительно собственного тела. За счет давления на педали осуществляется и торможение с высокой скорости. Тем не менее существуют юнисайклы, во втулку которых встроена «трещотка», как на обычном дорожном велосипеде. Они позволяют двигаться накатом, не вращая педали, и экономить силы. Кататься на таком юнисайкле намного сложнее, чем на снаряде с прямым приводом, так как при движении накатом приходится держать равновесие, не помогая себе педалями. Чтобы выкатить юнисайкл вперед из-под себя, спортсмен может по-прежнему крутить педали, а вот чтобы переместить центр тяжести вперед, он должен пользоваться ручным тормозом, наличие которого обязательно для велосипедов с трещоткой. Ручной тормоз, расположенный под седлом, можно увидеть и на большинстве горных юнисайклов с прямым приводом – для того чтобы затормозить, двигаясь под уклон, давления на педали оказывается недостаточно.

По горам и по перилам

Узнав, что вы катаетесь на юнисайкле, посвященный человек не спросит, в каком цирке вы работаете, а поинтересуется, какой стиль катания вы предпочитаете. В современном юнисайклинге стилей не меньше, чем в традиционном велоспорте. Горный юнисайкл (Moun-tain Unicycle, MUni) предназначен для движения по любым поверхностям и рельефам с прицелом не столько на преодоление препятствий, сколько на прохождение максимального расстояния. Отличительные черты MUni – большое 24- или 26-дюймовое колесо с внедорожным протектором и ручной тормоз. Ближайший родственник MUni – гоночный юнисайкл с большими колесами для спринтов на 100, 400, 1600 м и более.

В триале юнисайклам приходится преодолевать сложные препятствия – лестницы, перила, двухметровые обрывы, прыжки на высокие препятствия. Главная задача в триале – пройти всю трассу, оставшись в седле. Юнисайклы для триала отличаются небольшим 20-дюймовым колесом для лучшей маневренности и очень прочной рамой, способной выдержать приземления с большой высоты с тяжелым наездником на борту. Триалисты используют особую технику приземлений, во время которых седло выводится вперед и удерживается рукой. Прыжок верхом на седле нередко оканчивается поломкой подседельного штыря или даже травмой спортсмена. Для тех, кто не любит прыгать, есть особый стиль катания – rolling trials, прохождение препятствий без прыжков. Это задача для остроумных, изобретательных и к тому же очень умелых райдеров.

Фристайл на одноколесном велосипеде предполагает катание с выполнением самых разнообразных трюков. Как и в BMX, в юнисайклинге присутствуют «флэтленд» и «стрит», разве что в рампах («верт») на «юниках» пока что не катаются. «Флэтленд» – это выполнение разнообразных трюков на плоскости, своеобразные танцы на юнисайкле. Для «флэтового» байка не критична прочность, зато чрезвычайно важен малый вес. Для «стрита» – трюков с использованием препятствий городского ландшафта (бордюры, перила, лестницы, клумбы, скамейки – зависит от больной фантазии райдера) – необходим более прочный и тяжелый байк. В любом случае для всех трюковых дисциплин, как правило, применяются колеса диаметром не более 20 дюймов.

Первые шаги

Кататься на одноколесном велосипеде далеко не так трудно, как кажется. Как правило, обучение занимает от 10 до 30 часов. Важно найти подходящее место для тренировок – ровную поверхность рядом со стеной или перилами, на которые можно опереться. Чтобы поехать на юнисайкле, необходимо чуть-чуть наклониться вперед, как будто собираясь упасть, и компенсировать наклон вращением педалей. Почувствовав стабильность, можно понемногу отпускать перила. Освоив юнисайкл, вы не останетесь в одиночестве. В настоящее время существует множество клубов и официальных объединений любителей одноколесного велосипеда, в том числе Международная федерация юнисайклинга. Сообщество поклонников «юников» существует и в Москве. С другой стороны, юнисайклы пока что трудно назвать заурядным снарядом, поэтому внимание окружающих вам гарантировано. А главное, даже если незнакомый человек попросит ваш «юник» покататься, далеко он от вас точно не уедет."

августа 30, 2009

Уницикл-точка-ру: Букварь унициклиста

"Букварь унициклиста

Джон Фосс

Если вы только недавно заинтересовались одноколесным велосипедом, вы, вероятно, даже не представляли, какой большой выбор возможностей у вас есть. Фактически, даже само сообщество энтузиастов уницикла все еще привыкает к этой мысли. Всего лишь несколько лет назад одноколесник можно было найти только в самых крупных велосипедных супермаркетах, или каталогах магазинов, торгующих по почте, и выбора почти (либо вовсе) не было.

Сегодня купить одноколесный велосипед так же легко, как обычный двухколесный. Имеется большой выбор типов аппаратов в большом ценовом диапазоне и разнообразии назначений. Каковы эти назначения?

• Езда в окрестностях дома / в гимнастическом зале
• Фристайл / артистические выступления
• Туризм / средство передвижения
• Езда по пересеченной местности
• Триал
• Необычные унициклы

Если вы только начинаете кататься на одноколесном велосипеде (или задумываетесь об этом), то, возможно, вы не знаете, какая из этих категорий вам больше подходит. Это нормально, потому что почти все энтузиасты уницикла начинают с езды в окрестностях дома или в гимнастическом зале. Сначала вы научитесь кататься, и со временем поймете, какой тип езды доставляет вам наибольшее удовольствие. Поэтому давайте начнем с определения каждой категории:

• ОКРЕСТНОСТИ ДОМА ИЛИ СПОРТЗАЛ: Это 'обычная' категория. Диаметр колеса варьирует от 16 до 24 дюймов - диапазон большинства унициклов начального уровня. Если вы только начинаете, или не планируете ничего кроме езды на короткие дистанции или катания в гимнастическом зале, то это - все, что вам нужно.

• ФРИСТАЙЛ: Эти унициклы - для стант-райдеров (трюкачей). Невысокий спортсмен может использовать 16-дюймовое колесо, некоторые предпочитают 24-дюймовое, но подавляющее большинство фристайлеров используют велосипеды с диаметром колеса 20 дюймов. Велосипед для фристайла прочнее среднего. Он также предоставляет надежную опору для ноги на вилке, - для выполнения трюков с педалированием одной ногой. Если вы планируете кататься в закрытом помещении, выбирайте велосипед только с педалями, поверхность которых покрыта пластиком, и с пластиковыми же бамперами на седле.

• ТУРИЗМ / СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ: Предполагается, что эти унициклы будут покрывать приличные расстояния. Поскольку скорость одноколесного велосипеда ограничивается диаметром колеса, обычный способ добиться увеличения скорости - использовать большее колесо или укоротить шатуны педалей. Поэтому диаметр колеса унициклов этой категории начинается с 26 дюймов и заканчивается 36 дюймами 'Кокера' (модель уницикла - прим. переводчика).

• ЕЗДА ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ: Это езда по бездорожью, или Горный Унициклинг. ГУни, как его некоторые называют. ГУни стал очень популярной формой езды на одноколесном велосипеде в последние годы, и производители унициклов не запоздали с предложением новых моделей, отвечающих новым требованиям. Для езды по бездорожью обычно требуется более широкая покрышка, более длинные шатуны педалей, и прочность - особенно вала (оси колеса) и шатунов. Обычный размер колеса - 26', хотя есть несколько моделей с большим и меньшим диаметром.

• ТРИАЛ: Эти унициклы созданы для преодоления препятствий. На соревнованиях по триалу вы увидите людей, прыгающих или переезжающих через машины, каменные валуны, бобины для кабеля, стволы деревьев и что угодно еще на своем пути. Уницикл для триала обычно имеет специальное 20' колесо и гипертрофированные прочие компоненты для того, чтобы аппарат мог выдержать постоянные скачки и прыжки с высоты.

• НЕОБЫЧНЫЕ УНИЦИКЛЫ: К ним относятся все одноколесные велосипеды, не подпадающие под категорию 'стандартного' уницикла. На стандартном уницикле педали присоединены непосредственно к валу, и велосипед имеет относительно нормальную форму. Почти все одноколесники других категорий - вариации стандартных. Множество необычных унициклов включает жирафы, многоколесные унициклы и 'чисто колеса' (ultimate wheels):

• ЖИРАФ: высокий одноколесный велосипед с цепной передачей.

• MНОГОКОЛЕСНЫЙ ОДНОКОЛЕСНИК (верно, это оксюморон): уницикл, имеющий два или более соприкасающихся колеса, которые крутятся в противоположных направлениях. Для того, чтобы ехать вперед на велосипеде с четным числом колес, необходимо крутить педали назад!

• 'ЧИСТО КОЛЕСО' (Ultimate wheel): Это просто колесо с педалями, и ничего больше. Ни рамы, ни сиденья. Серьезная работа для ног и серьезный вызов!"