Другой мир или Японские телефоны
13.12.2008, MForum.ru
Некоторое время назад по каналам информационных агентств и других средств массовой информации прошло сообщение с шокирующим для обывателя заголовком «Nokia уходит с рынка мобильных телефонов». Первая мысль после прочтения подобного заголовка – ступор. Как может мировой лидер с рыночной долей около 40% уйти? Но, все проясняется прочтения текста новости. Действительно компания Nokia уходит с рынка мобильных телефонов… предназначенных для Японии. Этот факт совершенно не вызывает удивления – в стране восходящего солнца рыночная доля Nokia была просто ничтожна, менее 0,5%. Да что там Nokia! Даже покоривший весь мир Apple iPhone был встречен японцами без энтузиазма. Но почему, то, что популярно во всем мире, не нужно японцам?
Краткий курс японского
Любовь японцев к техническим новинкам известна всем. Ведь не случайно, новинки цифровой техники первыми в мире появляются именно в японских магазинах, причем, чаще всего еще до официального анонса. Самое знаменитое место, где можно найти любую техническую новинку, это рынок Акихабара. Точнее Акихабара, это не совсем рынок, в привычном для нас понимании, а целый квартал, где маленькие лавочки соседствуют с огромными торговыми центрами. Среди представленного там ассортимента можно найти абсолютно все. Японцы любят технические новинки и готовы за них платить, причем очень хорошо. Интересные «штучки» продаются просто по заоблачным ценам.
Конечно, всеобщая японская любовь к новизне не могла не найти отражение в особенностях национального рынка сотовой связи. Все новые технологии впервые притворяются в жизнь именно в Японии. Именно японцы первыми запустили в коммерческую эксплуатацию 3G сеть, еще в … 2001 году. Да-да, именно в 2001, когда России только начали массово предоставлять услуги пакетной передачи данных на основе GPRS. Вообще японские телефоны по своему техническому оснащению опережают европейские и американские модели в среднем на 2-3 года. Кстати, в Японии уже полным ходом идут тесты сетей 4G.
У японцев бешеный ритм жизни, на них постоянно обрушивается просто огромный поток информации. Именно поэтому японцу необходимо быть в курсе всего. Жители страны восходящего солнца используют каждую свободную минуту – в метро, в пробке и на перерыве. А что сопровождает современного человека везде, где бы он ни находился? Естественно – в мобильный телефон! Для японца сотовый телефон – это источник новостей, универсальное мультимедийное устройство, фотоаппарат, карманный телевизор, средство мобильных платежей с банковских карт и способ показать собственную индивидуальность в огромном мегаполисе. В сознании японцев использование телефона двухлетней давности, то же самое, что для среднестатистического европейца езда на десятилетнем автомобиле.
Еще в Японии очень популярны разные аксессуары – шнурочки, браслеты, ремешки и все прочее, что может быть использовано для украшения телефона и создания собственного неповторимого стиля. Особенной популярностью пользуются аксессуары, источающие разные запахи. Менять подобные аксессуары японцы готовы хоть каждую неделю. К выбору аксессуаров жители страны восходящего солнца подходят больше с эстетической точки, нежели с практической. Любовь к украшательствам характерна как для женщин, так и для мужчин. Среди японцев популярны различные гарнитуры handsfree. Количество предлагаемых моделей этих устройств огромно. В общем, в Японии можно подобрать аксессуары на любой вкус. Конечно, на фоне всех внешних украшений, совершенно не удивительно то, что среди японцев популярны различные сервисы по загрузке контента.
Но вернемся к телефонам. Еще одной особенностью японского рынка сотовой связи является то, что на нем доминируют операторы, а не производители телефонов. Именно операторы определяют маркетинговую стратегию продвижения той или иной трубки на рынке. Для японца вторично кто изготовил конкретный телефон, важно то, какой оператор его предлагает. Более того, в одной линейке телефонов могут присутствовать аппараты, выпущенные разными производителями. Операторы широко применяют практику субсидирования телефонов - то есть любая шикарная трубка может достаться тебе за копейки при условии заключения контракта с оператором.
Cтандартом связи в Японии является CDMA, точнее его 3G версия WCDMA. Причем, японское WCDMA, несколько отличается от европейского 3G UMTS, хотя сейчас ведутся работы по их унификации. Крупнейший сотовый оператор Японии - NTT DoCoMo, предоставляющий услуги 3G связи под торговой маркой FOMA. Второй по известности японский оператор – KDDI.
Зачем японцу мобильный телефон?
В Японии голосовой трафик не является доминирующим. В напряженном ритме жизни, характерном для этой страны, неожиданный звонок запросто может выбить из колеи. С гораздо большим удовольствием японцы обмениваются посланиями по электронной почте или текстовыми сообщениями. Для них, именно такой способ общения более привычен. Японские телефоны, в первую очередь, ориентированы на доступ в Интернет. На мой взгляд, именно это, один из основных факторов, который делает японскую сотовую связь такой особенной, предопределяя ее стремительное развитие.
Японцам очень важны разные мультимедийные возможности и все что с ними связано – качественный звук и дисплей, камера, наличие карты памяти. Простой пример – когда местный оператор J-Phone (японское отделение Vodafone) первым предложил абонентам мобильный телефон со встроенной камерой – цена его акций резко пошла вверх. Разрешение камер, даже для дешевых телефонов, обычно начинается с 3,2 Мп, а для хранения информации чаще всего применяют карты формата microSD. Для японца минимально приемлемый тип дисплея – TFT, причем немало внимания уделяется правильной цветопередаче в различных условиях. Диагонали экранов также поражают - 3 дюйма и более. Разрешение 320х240 - минимальный уровень, нередки дисплеи и 800х600 Неудивительно, что в японских телефонах широкое распространение получили сенсорные дисплеи – ведь при Интернет-серфинге гораздо проще ткнуть стилусом или пальцем в экран, чем мучаться с джойстиком или клавиатурой. Наиболее популярны в Японии телефоны подвижных форм-факторов, особенно раскладушки.
В Японии популярно мобильное телевидение стандарта 1Seg (One-Seg, ISDB-T), вещание в котором было начато апреле 2006 года. По данным за 2007 год в стране восходящего солнца было продано почти 52 миллиона мобильных телефонов, из них 17 миллионов – с поддержкой 1Seg. Неотъемлимой функцией мобильного телефона в Японии является возможность его использования в качестве платежного средства, т.е телефон должен поддерживать работу с банковскими картами.
Страсть японцев к мобильному ТВ и Интернет находит свое отражение и в телефонах, производителей традиционных для нашего рынка. Например, японская версия Samsung WiTu будет оснащаться WVGA-дисплеем (разрешение 800x480 точек) диагональю 3,3 дюйма и тюнером 1Seg. Напомню, стандартная версия Samsung WiTu имеет дисплей 3,2-дюйма с разрешением 400х240 точек. Однако не все производители идут японцам навстречу. Например, Apple не стала выпускать специальную «японскую» версию iPhone и предложила японцам стандартный iPhone 3G. Однако, проблема с мобильным ТВ была успешно решена самими японцами, которые создали внешний 1Seg-тюнер для iPhone. Размеры этого устройства составляют 50 x 85 x 16 мм, вес около 80 г, а ориентировочная цена около 80€.
Телефон по-японски
Прежде чем переходить к рассказу о некоторых интересных моделях японских телефонов отмечу еще одну особенность. Для российского или европейского рынка мобильные телефоны выпускают обычно в двух-трех вариантах оформления корпуса, и это считается вполне достаточным. Но Япония – это другой мир, поэтому японские телефоны могут пестрить всем цветами радуги.
Ну а теперь познакомимся с телефонами, которые лично мне очень запомнились.
Casio W63CA Exilim
Внешность этого устройства скорее напоминает фотоаппарат. Это не удивительно, ведь это первый в мире 8,1 MPx камерофон. Естественно, его камера на самом высоком уровне – 28 мм широкоугольная линза, функция распознавания лиц, механизм компенсации вибраций и десятикратный цифровой зум. Телефон поддерживает съемку VGA-видео c частотой 30 кадров в секунду, причем для обработки изображений используется отдельный процессор Exilim. Еще одной интересной особенностью телефон стал встроенный клиент для загрузки отснятого видео на YouTube.
При всех фотоспособностях Casio W63CA Exilim – это традиционная для страны восходящего солнца раскладушка с поворотным дисплеем, который заслуживает отдельного рассмотрения. Выполненный по технологии OLED он обладает диагональю 3,1 дюйма и разрешением 480 х 800 пикселей. Качество цветопередачи вне конкуренции, что не удивительно, ведь дисплей данного телефона вобрал в себя все последние достижения в области технологий. Остальное традиционно для Японии – поддержка Bluetooth, слот для карт microSD и 600 Мб встроенной памяти. Габариты Casio W63CA Exilim 50х110х17,4 мм, вес – 124 грамма.
Sharp Aquos W64SH
Изюминка этого телефона – его форм-фактор (слайдер, в Японии более распространены раскладушки) и наличие встроенного ТВ-тюнера для приема мобильного телевиденья. Техническое оснащение также на высоте – камера 5,2 MPx с автофокусом, дисплей диагональю 3,5” и разрешением 800х480 точек, Bluetooth, слот для карт MicroSD и FM-приемник. Причем, сигнал FM-приемника можно транслировать на домашнюю или автомобильную аудиосистему. При всех этих достоинствах габариты аппарата не такие уж и скромные – 116х53х16,5 мм.
Kyocera W65K
Пылевлагонепроницаемый телефон, соответствующий стандарту IP5/IP7. Напомню, что устройства с классом защиты от влаги IP7 допускают непродолжительное погружение в жидкость. Время и глубину допустимого погружения устанавливает производитель. Обычно, речь идет о времени погружения равном 30 минутам и глубине 10 метров. Массогабаритные показатели аппарата весьма скромны – 50…51х106х15,8…16,3 мм, при весе 116…118 грамм. Габаритные размеры и вес варьируются из-за разных типов панелей корпуса устанавливаемых на этот аппарат. Основной дисплей этого аппарата диагональю 2,7 дюйма имеет разрешение 240х400. Внешний дисплей скромнее – 0,5 дюйма OLED, монохромный c разрешением 60х32 точки. Фотографические способности Kyocera W65K ограничены 2-мегапиксельной камерой с автофокусом. Остальное оснащение вполне стандартно - Bluetooth, слот для карт MicroSD и 1Seg-тюнер.
Hitachi Wooo W63H
Этот аппарат – типичная японская раскладушка с поворотным экраном. Ее размеры и характеристики стандартны для японских телефонов. Размеры 50х110х17,4 мм, вес – 123 грамма. Аппарат имеет 3,1 дюймовый OLED экран разрешением 480х800 точек, 5 MPx камеру с автофокусом и функцией компенсации дрожания рук, Bluetooth, слот для карт MicroSD и 1Seg-тюнер. Для просмотра документов различных форматов в телефоне предустановлен браузер Opera Mobile.
Sony Ericsson W64S
Наконец-то знакомое название! Но все остальное типично японское – размеры 50 x 106 x 14,9 мм, вес 120 грамм, Bluetooth, слот для карт MicroSD, 1Seg-тюнер, камера 3,2 MPx с автофокусом. Также присутствует вторая камера 0,3 MPx для видеосвязи. Форм-фактор тоже типично японский – раскладушка с поворотным экраном. Кстати на фоне конкурентов дисплей этого телефона не выделяется – всего 2,7 дюйма с разрешением 240x432 точек.
Mitsubishi D800iDS
Эта модель далеко не новинка – она относится к модельному ряду 2007 года. Характеристики более чем скромные, даже камера 1,3 MPx. Но у нее есть одна интересная особенность – в Mitsubishi D800iDS отсутствует привычная клавиатура, зато присутствуют целых два TFT-дисплея диагональю 2,2 дюйма с разрешением 240 х 320 пикселей. Один из них обычный, а второй – сенсорный, выполняющий роль клавиатуры. Вводить в телефон цифры и буквы, в смысле иероглифы, можно стилусом, пальцем или с помощью виртуальной клавиатуры, отображаемой на экране. Размеры аппарата 106 x 49 x 21 мм, вес 122 грамма.
FOMA F904i
Еще одна модель середины 2007 года от NTT DoCoMo. Форм-фактор – смесь раскладушки и ротатора. Суть идеи заключается в том, что дисплей можно поворачивать на 90 градусов. Естественно, основное назначение подобной функции – повышение удобства просмотра мобильного телевидения. Характеристики телефона вполне современны – TFT дисплей диагональю 3.1 дюйма с разрешением 240 х 432 точек, камера 3,2 MPx с автофокусом, 1Seg-тюнер, слот для карт microSD. Габаритные размеры 108 x 50 x 22 мм, вес 138 граммов.
Fujitsu F-02A
Еще один защищенный аппарат, соответствующий стандартам IP5/IP7. Остальное традиционно японское – и форм-фактор раскладушки, и технические характеристики – основной дисплей диагональю 3 дюйма и разрешением 854х480 точек, вспомогательный дисплей чуть скромнее – разрешение QVGA и диагональ 2 дюйма, камера 2 MPx и встроенный акселерометр.
Panasonic P-03A
Этот телефон меня заинтриговал дизайном. Разработчики обозначили его как «double-open style» - верхняя крышка раскладушки может открываться как вдоль, так и поперек. Остальные характеристики вполне стандартны, отмечу лишь 3-х дюймовый дисплей разрешением 427х240 пикселей и камеру 3,2 MPx.
NEC N-01A
Еще одна дизайнерская «штучка» – эффектный слайдер с поворотным сенсорным дисплеем разрешением 854 x 480 точек, камерой 5,2 MPx с автофокусом и функцией распознавания лиц и тюнером 1Seg. Также присутствует поддержка HSDPA, звука 5.1, Bluetooth, слот для карт microSD, GPS. Габариты телефона 113х50x17,6 мм, вес - 139 г.
Резюме
Пока я писала эту статью, мне пришла в голову одна простая мысль, которой я хочу поделиться с вами. Изучая характеристики японских телефонов меня не оставляло ощущение, что все же правильно говорят – в Японии «клиент» эквивалентно «гость», а гость для японца это святое. В любом японском телефоне прослеживается забота о потребителе. Ведь, никто из японских производителей никогда не ответит «Вам эта функция не нужна, пользуйтесь той» и не будет решать за пользователя. Японцы – очень требовательные клиенты, их не устраивают вчерашние технологии за сегодняшние деньги. Наверно это правильно. Ассортимент японских телефонов просто огромен и каждый может подобрать себе аппарат по вкусу. Жаль, что у нас и у них стандарты связи кардинально различаются. Например, вспомните хотя бы одну нормально защищенную GSM-раскладушку, да еще и симпатичную внешне? А в Японии – пожалуйста! Оригинальность дизайна японских телефонов – просто вне конкуренции. Технические параметры – тем более. Но, я все же надеюсь, что пройдет какое время и для нас страна восходящего солнца перестанет быть другим миром, хотя бы в отношении мобильных телефонов.
Постскриптум
Nokia не совсем покидает Японию. На японском рынке останется элитный бренд Vertu. При этом Vertu не просто остается, а превращается в виртуального оператора, который будет арендовать сеть у NTT DoCoMo. Клюнут ли японцы на драгоценные телефоны, покажет время.
© Наталья Голованова, MForum.ru